Этот агрессивный, агрессивный, агрессивный... подросток!

Е.В.Перепелицына, обучающий гештальттерапевт, супервизор

Агрессия сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Она дает себя знать в грубости раздраженного человека, в избиении подростками ночных прохожих, в мелких семейных ссорах и в острых национальных конфликтах. Несмотря на то, что агрессия уже давно является объектом исследований в различных областях человеческого познания (философии, политологии, социологии, психологии, психиатрии и др.), актуальность проблемы агрессии не исчерпана и сегодня. Уверенно растущий уровень преступности, бесконечный поток локальных конфликтов, непрекращающиеся войны, терроризм и насилие в наши дни обостряют дискуссии о природе агрессии. Подобная неустойчивая, напряженная социальная, экономическая и идеологическая обстановка обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении наших растущих детей и подростков. Однако попытки объяснения агрессивных действий затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и в профессиональных кругах и во многих теоретических концепциях явлении агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на нивелирование агрессивности. При всем этом есть достаточно оснований утверждать, что в данной проблеме "мы стоим еще на совсем неведомой почве".

Не случайно до сих пор нет четкого определения понятия "агрессия". Известно, что в быту термин "агрессия" имеет широкое распространение для обозначения преимущественно насильственных действий.

Однако, известно, что слово агрессия происходит от латинского "aggredi", что означает "нападать". Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

В пространстве классических подходов к пониманию агрессии в психологической науке особенно выделяются следующие: рассмотрение агрессии как врожденной, генетически обусловленной характеристики и определение агрессии в качестве результата социального научения. Согласно первому, агрессия является следствием по преимуществу инстинктивных факторов. Теория же социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающая в себя действия, за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения.

Агрессивное поведение рассматривают и как результат ситуативной фрустрации. Влияние фрустрации на проявление агрессии опосредуется множеством факторов: наличие посылок к агрессии, степень непредвиденности ситуации, эмоциональные и когнитивные оценки фрустрированного человека.

Проблема агрессии является своего рода "фокусом" внимания как психологических, так и психиатрических исследований. Так, М. Хэзлем, говоря о четырех типах настроения - депрессии, повышенном настроении, тревожности и агрессивности, - утверждает, что первые три типа могут выходить за пределы нормального паттерна эмоционального поведения, "что следует рассматривать как патологическое состояние, развивающееся внутри центральной нервной системы", провоцирующие расстройство мышления, памяти, поведения. Автор предполагает, что механизм появления агрессивности аналогичен. Другими словами, М. Хэзлем говорит о возможности существования патологического агрессивного состояния эндогенного происхождения. В то же время, по глубокому убеждению О.Кернберга, патология личности определяется психическими структурами, возникшими под влиянием аффективного опыта взаимодействия со значимыми объектами. Речь идет о понимании агрессии как результата вытесненных реакций в истории жизни индивида.

Изучая агрессивное поведение подростков, исследователи все чаще обращают внимание на внутрисемейные отношения между ребенком и родителями. "Особенно коварными" и "причиняющими значительный ущерб развитию личности" П. Дейл (английский исследователь проблемы сексуального насилия в семье) называет эмоциональное насилие, депривацию, отвержение. Многообразная и запутанная картина патологий, детерминированных той или иной формой насилия, проясняется "синдромом зависимости", который сам лежит в основе личностных расстройств. В самосознании личности посредством расщепления могут сосуществовать голоса хрупкого, слабого, зависимого "Я" и агрессивного, грандиозного "Я".0чень интересными представляются данные, полученные в институте психиатрии им. В.П. Сербского при изучении "феномена Чикатило". В анамнезе серийных убийц превалируют случаи жестокого обращения и сексуального насилия, пережитого в детстве.

Таким образом, наряду с конструктивной агрессивностью может встречаться агрессивность патологического характера. В повседневной жизни каждый из нас часто использует правило о том, что лучшая защита - это нападение. Это позволяет нам отстаивать свое мнение и защищать свои права. Очевидно, что различение патологической и здоровой агрессии позволит найти ключ к более глубокому пониманию ее природы.

Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Подростковый период онтогенеза - это остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития.

С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым.

С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов - возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям и т.д.

Между тем в психолого-педагогической литературе стало традиционным обозначать этот возраст в терминах "трудный", "критический", "конфликтный" и т.п. При этом до сих пор не изжито мнение, что причины кризиса - в физиологических изменениях подростков. Отсюда зачастую дается узкое определение подросткового возраста в качестве пубертатного периода, где главную роль играет половое созревание. Однако в фундаментальных работах российских психологов показано, что половое созревание, как и другие изменения, связанные с развитием организма, несомненно, оказывает свое влияние на психическое развитие ребенка, но, во-первых, это влияние опосредовано отношениями подростка к окружающему миру, сравнениями себя со сверстниками и взрослыми; во-вторых, не биологические особенности являются определяющими в развитии растущего человека как личности, а его выход на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

При этом тревожащие моменты в поведении части подростков, такие, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно-группового общения, складывающегося в разного рода компаниях. Но это общение, эта система отношений, в том числе и строящихся на почве жестоких законов асоциальных подростковых групп, является следствием не какой-либо генетической предрасположенности, изначальной агрессивности и пр., а выступает, в большинстве случаев, лишь как ситуация замещения при неприятии подростка в мир социально-значимых отношений взрослых, как ситуация совместного переживания непонятности ими.

В современной психологии показано, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным и хвастливым, атеистом или религиозным. Он становится таким. Лишь в процессе развития человека как личности возникают как социально полезные, так и социально вредные черты. Австрийский ученый В. Холличер отмечает, что "все то, что является специфическим для поведения человека, не является врожденным, а то, что является врожденным, не носит черт, специфических только для человека".

Исследования показывают, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к деформации личности подростка, являются не биологические свойства, а недостатки семейного и школьного воспитания.

Неслучайно выяснению влияния линии воспитания в семье и школе на агрессивность детей посвящено множество исследований. Так, Бандура и Уолтерс, например, на основе опроса и жизненных наблюдений установили, что если матери снисходительно относятся к агрессивным действиям своих детей и даже склонны им потакать, то дети становятся еще агрессивней. Вместе с тем в другом исследовании показано, что дети, подвергающиеся очень строгим наказаниям, отличаются большой агрессивностью по отношению к товарищам. Причем физические наказания за агрессивное поведение усиливают жестокость, агрессивность детей.

Данные современной науки убеждают, что агрессивный подросток - это прежде всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. А черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок родителей и школы.

Таким образом, агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять, разумеется, природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в драке, ругани и пр. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз.

В заключении можно привести высказывание психологов Перри и Бассей, с которым я абсолютно согласна: "агрессивные дети, как правило вырастают в семьях, где дистанция между родителями и детьми огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания".

Елена Перепелицына
18 марта 2003 г.