ИОНЫЧИ

или Грустные размышления о психологах-обывателях N...ского уезда

 

М.Ю.Перепелицына, директор «РУССКОЙ ШКОЛЫ ГЕШТАЛЬТА», канд.писхолог.наук, обучающий гештальттерапевт, супервизор, член EAGT

Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя!
А. П. Чехов

 

Справка из словарей – Д.Н. Ушакова, В. И. Даля и Википедии:
Обыватель – 1. житель какой-нибудь местности, ведущий сонную... жизнь...;
2. Человек, лишенный общественного кругозора, с косными, мещанскими взглядами;
3. В пассионарной теории этногенеза – тихий человек, полностью приспособленный к окружающему ландшафту, человек с нулевым уровнем пассионарности.

 

Уважаемый Антон Павлович, уж сколько раз выручаете Вы нас, своих потомков, образами своих героев в бессмертных творениях в ситуациях, когда появляется острая потребность рассмотреть то или иное явление, которое, по-видимому, и в Ваше время, и в наше - поражает, потрясает, возмущает, разочаровывает. Речь идет о мещанстве, косности мышления, ханжестве, неприкрытой ленности души.

Что побудило меня вспомнить героев нашего прославленного земляка, а заодно и взяться «за перо и шпагу»? Собственно, событие, которое на фоне всего того, что происходит в последнее время – возможно, и не вселенского масштаба. Но… авторский семинар известного российского психолога-теоретика из МГУ, в третьем поколении изучающего науку о человеке - Дмитрия Алексеевича Леонтьева в нашем регионе – согласитесь, событие весьма не прозаичное и далеко не заурядное. Не каждый день к нам в регион приезжают лица мирового научного масштаба; личности, чьи лекции с удовольствием организуют для своих студентов лучшие университеты мира. Вот и мы, организаторы семинара, наивно полагая, что только у лучших можно научиться лучшему – пригласили Дмитрия к нам в Школу, в Таганрог, с целью послушать его (известный во всем мире) авторский курс по теориям личности. Заодно, думали мы, нашему региону доброе дело организуем – студенты, преподаватели наших многочисленных вузов и просто мыслящие люди смогут присоединиться. А еще рядом Ростов, который просто переполнен преподавательской и студенческой средой.

«Блажен, кто верует»… . Уже при первых оповещениях своих коллег информацией о семинаре мы выслушали много чего удивительного и невероятного – от курьезов (например, секретарь одной из психологических кафедр местного вуза так и спросила: «А кто это»?) до странных раздраженных реакций: «А с чего это он к вам приедет?» или «Нас это вряд ли заинтересует». Ну, конечно, господа преподаватели психологии, ну как же вас это заинтересует? Вы настолько самодостаточны и наполнены собственной важностью, что какой там Леонтьев, со своим третьим поколением в психологии может быть вам интересен?! Ну, какой там Леонтьев со своими авторскими теориями и теорией своего отца, с их вкладом в мировую психологию! Ну, действительно, как вас еще вообще психологическая наука интересует? Вы же умудряетесь годами читать свои лекции, не приняв и не оказав психологической помощи ни одному реальному человека за свою профессиональную жизнь. При этом вы умудряетесь откровенно презирать тех, кто занимается практикой. А потом наивно удивляетесь, что нет набора абитуриентов на ваших психологических факультетах! Естественно – обучать людей теории и практике, презирая практиков – согласитесь, история специфическая. Поле, господа коллеги, поле. Читайте теорию поля Курта Левина...

«Ну, ничего», - оптимистично подумали мы и взялись за информирование ростовского поля своих коллег в университетах и институтах. Но оказалось, что «ну кому это сегодня надо»? – фраза не таганрогского, а областного масштаба. И увы, семинар, мы, конечно же, отменили… Десять желающих никак не смогут покрыть расходы авторского гонорара и прочих расходов, связанных с приездом именитого гостя. Мы, естественно, расшаркались перед Дмитрием, извинившись за бесполезный «птичий переполох», но самое страшное – он не удивился. И тогда во-первых, появилось желание проанализировать давно просматривающуюся ситуацию нашего местного профессионального поля, во-вторых, взяться за перо...

Проблема человека и среды, человека и его окружения, проблемы поля…«Среда заела», – любили повторять чеховские персонажи, беспомощно оглядываясь вокруг в поисках виновника их пустого, лишенного смысла существования. Прошло чуть больше ста лет, «о воз и ныне там». Но давайте прервемся с анализом ситуации и кое-кого вспомним.

Вспомним известный рассказ Чехова «Ионыч»(1898г.). Сюжет – незатейливо прост – история жизни героя, сделавшего собственную жизнь бессмысленной и пустою. История неплохого врача - Дмитрия Ионовича Старцева, человека с добрыми задатками, превратившегося постепенно в равнодушного серого обывателя такого же серого города с его серыми обитателями.

Жители города С. в большинстве своем мало образованы, да и сам город не образец культуры. Самыми образованными и культурными жители считают семью Туркиных, потому что Иван Петрович, глава семейства, очень остроумно шутит, потому что его жена, Вера Иосифовна, пишет романы, а дочь, Екатерина Ивановна, играет на фортепьяно. Но мастер деталей, Чехов, вскользь замечает, что творение романистки начинается с избитого «мороз крепчал», виртуозная игра Котика напоминает шум падающих с горы камней, а остроты Туркина на удивление банальны. «Творческую» атмосферу в гостиной непременно дополняет запах жареного лука, напоминающий слушателям об ужине.

Если в начале рассказа наш герой – интеллигент, исповедующий возвышенные идеалы, испытывающий раздражение среди обывателей, людей смертельно скучных и пустых. То со временем, через четыре года у Дмитрия Ионовича уже была большая медицинская практика, он пополнел, ни с кем очень близко не общался, в принципе он вообще почти не общался. Ему было не интересно разговаривать с людьми, которые говорили об одном и том же, и не высказывали, ни интересных, ни новых мыслей.

Его отношение к Кате со временем тоже изменилось, он уже не испытывал тех нежных чувств как прежде. Он уже не видел в ней легкую, воздушную девушку - она превратилась в разочарованную жизнью женщину. Дмитрий Ионович решил, что все-таки сделал хорошо, что не женился. Еще через несколько лет Ионыч ожирел, стал скупым, грубым, некультурным, почти ни с кем не общался. Забыл напрочь Туркиных и Катю. Его новым идеалом стали деньги и дома, он их покупал, не церемонясь, и расхаживая как хозяин, не обращая внимания на нынешних жильцов. Постепенно Дмитрий Ионович Старцев превратился просто в Ионыча. Стал таким же скучным обывателем, как и все в городе С. Он уже ничего не хотел кроме богатства и комфорта, он не занимался ни своим образованием, ни своею душою. Он отяжелеет, станет бесцеремонным и раздражительным, купит имение и два дома. И больше никогда не почувствует себя счастливым человеком.

Деградация Старцева вызывает жалость и сочувствие, смешанные с отвращением. Ответить однозначно, почему Ионыч деградировал, очень сложно. Безусловно, в чем-то виноват он сам, в чем-то виновата Екатерина Ивановна, но самая большая доля вины припадает на окружающее Старцева общество. Именно из-за недостатка образования в обществе Старцев не мог поддерживать свою культуру и духовную глубину.

Рассказ Чехова «Ионыч» похож на печальную поучительную притчу для современного жителя, наверное, любого малого города современной России. Но я все-таки о своем. Житейские обстоятельства вовсе не ломают нас, напротив, некоторые им с радостью поддаются, погружаются как в тихое теплое болотце. И что самое печальное, можно увидеть, как самая, казалось бы, признанная верой и правдой служить идеям развития - кагорта местных психологов, постепенно выхолащивают собственное профессиональное поле на ниве обывательщины и самодостаточности. Сначала появляются первые ласточки псевдоамбиций – наличие и перечни программ, якобы прошедших где-то с кем-то (90% этих программ получены из наших уст в нашей организации, что, кстати, никто из них даже не упоминает, чтобы не поколебить веру таких же обывателей в их якобы просветленность и просвещенность).

Город С., скучный и серый, получил еще одного обывателя, который отличается от прочих только тем, что понимает, как бездарны окружающие его люди. Но разве он вправе судить их? Чехов, крайне редко высказывающий свое отношение к персонажам, характеризует Ионыча очень резко «… не человек, а языческий бог». В самом деле, человеческого у героя осталось немного: его ничто не радует, ему скучно, его одолевает бессмысленная жадность. Так уходит из человека его живая душа. Это обращение к маленькому человеку было достойным ответом на сплетни и злословие. Написав данный труд, автор не мог предполагать, что правительственный департамент по охране общественного здоровья в союзе с карьеристами от политики и психоанализа развяжут кампанию против этого исследования.

Когда-то в 1946 году Вильгельм Райх опубликовал небольшую книгу под названием «Посмотри на себя, маленький человек!». У этой книги был политический подтекст – мы, на наш взгляд, можем увидеть в этой книге другие контексты. Как ученый он испытывал необходимость в силу сложившейся вокруг него ситуации, ознакомить «обычного человека» с тем, что он, обычный человек, представляет собой с точки зрения ученого-психолога. Райх был убежден, что каждый человек должен знать о той единственной силе, которая противостоит его разрушительному стремлению к власти и собственной значительности, и осознавать громадную ответственность, которая лежит на нем, что бы он ни делал: работал, любил, ненавидел, или даже просто разговаривал.

Для преподавателя, врача, психолога самым главным предметом беззаветного служения обществу является именно жизненная сила учеников и клиентов. Но на какие жизненные силу мы, специалисты, можем опираться? Это прежде всего сила познания, любопытства и способность затрачивать душевные силы на собственное развитие. Мы работаем на то, чтобы общество было лучше в самом широком смысле. Это наши клиенты потом смогут вкладывать и поднимать такие же силы у своих детей. Только так можно на самом деле построить хорошее общество в хорошей форме существования. Мы вкладываем собственное время жизни в то, чтобы Жизнь не могла называться Борьбой за выживание и Прозябанием.

И, когда все это прекращает Быть, то тогда слова Райха становятся не менее актуальны, чем образы Чехова: «Твоя важность и твоя непомерная ответственность придают твоему убожеству все более чудовищные формы. Тебя считают глупым, но я убежден, что ты умен, но труслив... Я убежден, что ты - плодоносное семя. Говорят, что культура нуждается в рабах. Я утверждаю, что ни одно культурное общество не может быть построено рабами… Твои мысли недальновидны, маленький человек; ты видишь не далее, чем от завтрака до обеда. Ты должен научиться устремляться в своих мыслях на века как вперед, так и назад… Ты боишься осознания глубины своего прозябания».

Ну что тут еще добавить…просто грусть...

 

Литература

  1. Райх В. Посмотри на себя, маленький человек! – М., 1994.
  2. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Т.10. М., Наука, 1986.

 

Марина Перепелицына
март, 2014