Кому нужна психотерапия или Размышления после одного сеанса

М.Ю.Перепелицына, канд.психологических наук, обучающий гештальттерапевт, супервизор

Эта история случилась за несколько дней до отпуска, когда мечты о море, юге и беззаботности перекрывают идеи о чем-либо писать. Но тогда, после сеанса, я дала себе слово, что вернусь к теме нашей терапии с одной клиенткой в одном из выпусков рассылки.

Ей 24 года, она живет и практикует всего несколько месяцев в одном из довольно крупных городов на юге, регулярно приезжает, делая свою терапию со мной, т.к. довольно серьезно подходит к вопросу о возможности помощи Другому и разделяет ту идею, что терапевт обязан пройти сначала свою терапию.

Тема нашей встречи: сомнения о том, что профессия психолога-психотерапевта вообще кому-либо нужна. Друзья подкалывают ее и расхваливают свои рабочие места, зарплату, престиж: кто бухгалтером в крупном банке, кто экономистом в нефтяной компании, кто-то референтом в престижной фирме.

Мне тоже знакомы рассуждения многих о бесполезности нашего труда, но, как правило, до поры-до времени...А еще подумалось, что знакомы с таким отношением к профессиональной (а чаще к бытовой!) психологии не только я и моя клиентка...

Клиент: А я - в психологическом центре. О зарплате никому рассказать нельзя - засмеют. Родители считают, что это несерьезная вообще профессия, которая не прокормит. Они считают, что это сплошная развлекалочка. В компании не могу даже сказать чем я занимаюсь - сразу начинают клиентов называть психами. Марина, может мне лучше бросить все это? Что это за работа, о которой стыдно говорить, а люди не верят, что она необходима и полезна? У меня руки опускаются, когда я вижу и слышу эти насмешки и иронию.

Будучи большим энтузиастом и пропагандистом современной психотерапии, я довольно быстро начала "заводиться" раздражением в адрес знакомых своей клиентки. Но, сдерживая свои весомые аргументы о пользе профессии и зная, что это ничего ей не даст и тем более, не убедит, продолжала собирать еще и еще доводы всех ее знакомых, друзей и родственников о бесполезности "нашего хлеба". Тем временем клиентка продолжала.

Клиент: Когда меня благодарит подросток, который ходил на терапию, вроде легче становится. Но потом я собираюсь в очередной раз в компанию и хоть вообще с друзьями не встречайся. (Слезы, слезы, слезы)

А я сидела и вспоминала, вспоминала, вспоминала.

Бабушка, 63 года. Внук 5 лет. Месяц назад неожиданно умерла мама этого малыша, отец работает в Москве и не может сейчас забрать ребенка. И теперь ребенок никуда не выходит из дома, ни с кем. Он ждет... Он ждет, когда вернется мама, потому что он не верит, что она больше не придет. Бабушка: "Я даже не могу выйти за молоком, он не пускает. Сам боится оставаться, а меня не отпускает ни на шаг. Помогите!!!"

Женщина 34 года. Ушел муж, двое детей. Врачи ей вынесли приговор: рак. Что делать? Как сказать им и как найти мужество жить ближайшее время? Помогите продержаться!

Мужчина 47 лет. Вышел из тюрьмы, сидел 8 лет. Боится жизни, людей, недоверия. Боится собственного сына, думая что отвернется. Бывших друзей семьи - не поймут. Постоянные мысли о смерти. Помогите, иначе наложу руки!

Молодая женщина, 31 год. Ничего не получается в отношениях с мужчинами. Все попытки построить какие-либо отношения заканчиваются полным фиаско. И так последние 10-12 лет. Что я делаю такое, что это происходит? Помогите!

Молодая женщина, 32 года. Отец болен раком желудка. Всю жизнь я ненавижу его, считаю, что он разбил жизнь матери и мне, т.к. из-за ненависти к нему, я ненавижу и всех мужчин. Сейчас надо за ним смотреть, он лежит. А я не могу ухаживать - мне его не жалко. Но ведь это грех. Он скоро умрет. Помогите избавиться от груза ненависти!

Ребенок 11 лет, врожденный аутизм с синдромом гиперактивности. Мать - 36 лет, не работает, т.к. ни одно учреждение такого ребенка не возьмет. Как мне жить дальше? Муж не выдержал, он уехал в другой город, а я его стесняюсь. Все медики отводят глаза - никто даже объяснить не может: почему это произошло. А я его стесняюсь, даже на улицу с ним не хочу выходить. Помогите, вся надежда на вас!

Подросток, 16 лет. Родители разводятся, а он "рвется" между ними. Может можно что-то еще сделать для них? Я не хочу без отца, я люблю его! И маму люблю! Но им не могу сказать, боюсь не поймут. Но хоть что-то можно же сделать?!

Женщина 43 года, сын 23. Пришел из армии, вернее комиссовали - нервное расстройство. Постоянные страхи, агрессия... Что делать? Я ведь понимаю, что лекарствами тут не помочь? Что-то надо делать с ним. Помогите!

Молодая женщина 29 лет, три условных судимости: каждый раз наносила ножевое ранение своему мужчине. Сложнейшие фобии, одна из которых - звук льющейся воды. В раннем детстве с маленьким братом постоянно ночевала в подъезде - отец выгонял их с матерью из квартиры, даже если на улице мороз и зима... Как жить? Помогите!

Случаи, случаи, случаи...

Клиентка тем временем успокаивается и готова работать. А у меня появилась идея работы в сеансе.

Терапевт: Выходи из зала (место в котором мы с ней работаем). Представь, что наша служба больше не работает.

Мы выходим в коридор, представляя, что это просто Мир, в котором живут люди. Мы их не знаем и никогда и не узнаем. Вот эта подушка будет той самой бабушкой (я использую подушки, на которых сидят в зале, их 20 штук), а вот эта подушка будет тем самым мужчиной, а эта - ребенком... Через некоторое время подушки заканчиваются, и мы используем разные предметы, обозначая людей, которым больше некуда пойти и не к кому обратиться за помощью...

А вот эти три стула - твои друзья, родственники и знакомые, которые видят этих людей и живут среди них...Вот теперь и поговори с ними со всеми, особенно с теми, которым больше никто, никогда не поможет - нет больше психологов, нет кабинетов помощи - профессия-то ведь не нужна!

К концу сеанса проблема была разрешена. Моя клиентка потрясенная и очень тихая ушла. А я какое-то время продолжала диалог в этом сеансе, но не с клиенткой и не с ее знакомыми, и даже не с теми, кому бывает плохо и он ищет помощи. Это был диалог моего внутреннего профессионала с той частью, которая тоже много ворчит и сомневается: правильно ли сделала свой выбор я, когда в тридцать три сменила профессию. Тогда я не думала, что пройдет десять лет, и я начну называть свою практику "судьбоносными перекрестками".

Но, когда, находясь в эпицентре событий чьей-то жизни, ситуации, судьбы, видишь, к каким изменениям ведет психотерапия (к здоровью, к налаживанию отношений, к миру с собой, к любви) - понимаешь, что наша профессия - реально благодарна и фантастично неблагодарна одновременно, очевидна и невероятна своими возможностями, скрупулезно-ювелирна и масштабна. Грустно и страшно при мысли, что мог бы наступить тот черный день, когда никто не сможет помочь компетентно и с мастерством. Ну, разве что только с помощью "кухонной жилетки"?

А ведь самое главное дело человека - это сама его жизнь, и то, как он ею распорядится. Кто Я есть? Что есть этот Мир? Каково мое место в этом Мире? Такие глубинные проблемы не могут решаться быстро и просто на кухне - это возможно только с помощью хорошо подготовленного специалиста, который сохранит, но поможет изменить и исправить аутентичный путь каждого. Это сплетение науки и искусства - здесь дилетанту долго не протянуть. Это не просто работа - это особый вид искусства, уникальное человеческое изобретение. Вот что есть сегодня жизнеизменяющая психотерапия.

Марина Перепелицына
12 августа 2003 г.