Взгляд психолога на мир дошкольника

Е.В.Перепелицына, обучающий гештальттерапевт, супервизор

Если Вы испытываете чувство озабоченности или беспокойства в отношении своего ребенка, то я рада познакомиться с Вами и предложить вам свои мысли и знания, как средство, которое облегчит вашу ношу. Не чувствуйте себя одинокими: тысячи родителей переживают во многом сходные проблемы, и, весьма вероятно, что некоторые из них - Ваши соседи и друзья - совсем рядом. Вы можете и не догадываться о том, что находитесь в такой большой компании, потому что в нашем обществе родителю полагается испытывать чувство стыда, когда сын или дочь пропускают занятия в школе, или как-либо иначе "плохо" ведут себя.

Для родителя допустить, чтобы отрицательные факты стали известны, все равно что получить отрицательную оценку. Большинство из тех, кого Вы знаете, испытывают те же самые опасения, поэтому каждый предпочитает молчать, переживая наедине чувства одиночества и отчаяния.

В этой серии статей я расскажу, какой путь развития и воспитания выбрать родителю во благо себе и своему ребенку.

Психическая жизнь ребенка рождается буквально на наших глазах - она в самом деле вся как на ладони, вся выплеснута наружу, вся прочитывается в простых и милых проявлениях, понятных любому взрослому - а тем более любящим и внимательным родителям.

Но идет время (вернее, пожалуй, бежит - не права поговорка, утверждающая, что только чужие дети быстро растут), и внешнее поведение ребенка все меньше поддается быстрой и однозначной расшифровке; его усложняющаяся внутренняя жизнь становится все более скрытой от глаз.

Как ни странно, этот очевидный факт не всегда осознается достаточно глубоко. Говорят, никто так хорошо не знает своего ребенка, как родители. Да, это так - никто не видит ребенка в таком разнообразии жизненных проявлений на протяжении такого долгого времени, как мать и отец. Но ведет ли само по себе подобное знание к пониманию ребенка?

Не будем недооценивать значения истинной родительской любви, которая дает ощущение того, что ты сердцем понимаешь своего ребенка. Не станем отрицать и роли родительской интуиции, основанной, быть может, и на опыте собственного детства. Не упустим из виду влияния неписаных традиций воспитания - ведь в них отражен вековой опыт многих поколений, растивших детей.

И все-таки этих источников понимания собственного ребенка, видимо, недостаточно. Сердце оказывается порой чересчур пристрастным, интуиция - бессильной, а традиционные взгляды - полными противоречий.

Детство - всем хорошо известное, но (как это ни странно звучит) мало понятное явление мира личности. Его специального определения нет в психологических и педагогических словарях, однако сам термин используется широко, многопланово и многозначно.

Путь, который проходит ребенок в период детства, поистине грандиозен. Первоклассник, стоящий на пороге школы столь отличается от новорожденного, что кажется: это же совершенно разные существа! Тем не менее они соединены невидимой нитью, на которую изо дня в день нанизываются все новые приобретения, превращающие беспомощный живой комочек в человеческую личность.

О значении первых лет детства сказано много. Великий русский писатель Л. Н. Толстой писал: "Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг".

Но маленький ребенок мало похож на взрослого. И дело не только в том, что его знания не выдерживают сравнения со знаниями взрослого. Из простых житейских наблюдений мы знаем: ребенок чувствует и мыслит не так, как взрослый. Приобретая все новые черты в поведении, обнаруживая все большее совершенство внутренних психических качеств, ребенок все-таки остается ребенком. Общий психологический облик малыша сохраняет своеобразие, отличающее его от взрослого, да и от школьника, даже младшего. Каковы же приметы этого психологического облика? Прежде всего непосредственность, импульсивность поведения, более или менее резко выраженная на всех ступенях раннего и дошкольного детства. Чаще всего малыш действует, не особенно задумываясь, под влиянием именно тех чувств и желаний, которые возникли у него вот сейчас, в данный момент. Конечно, сами эти чувства и желания не берутся неизвестно откуда, они основаны на общих потребностях и интересах ребенка.

В раннем детстве они вызываются главным образом тем, что непосредственно окружает малыша, что попадается ему на глаза. Взрослый может все очень хорошо объяснить, а ребенок все поймет и даже соберется делать именно то, что у него просят, но... в решающий момент непосредственная ситуация, то, что он видит и слышит, окажет на его поведение бесповоротное влияние.

Другая психологическая особенность маленького ребенка - его повышенная эмоциональность.

Трехлетняя девочка спрашивает, обращаясь к отцу: "Когда ты что-нибудь теряешь, ну, галстук, книгу, ты плачешь?" - "Нет,- ответил отец,- я ищу и стараюсь найти".- "А я плачу". - "Разве это помогает найти?" - "Нет, но слезы сами выскакивают".

Чувства малыша менее осознанны, чем чувства взрослого. Они вспыхивают быстро и ярко, столь же быстро могут они и гаснуть. Переход от одного состояния к другому часто молниеносен - бурное веселье, а через минуту - слезы. Управлять своими переживаниями ребенок не умеет, почти всегда он оказывается в плену у чувства, которое его охватило. Не умеет он "таиться", как взрослый человек, - у малыша все на виду, все выражается непосредственно и непроизвольно. Используя на благо развития яркость чувств ребенка, родителям приходится вместе с тем остерегаться таких отрицательных эмоций, как страхи и капризы.

Источником переживаний малыша оказывается все, к чему он прикасается, все, что имеет для него интерес и значение. Взаимоотношения с другими людьми - взрослыми (сначала близкими) и детьми: остро чувствует ребенок и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом на обиду... Сказки, в которые он вживается как в реально происходящее: герои, попавшие в беду, воспринимаются малышом будто близкие и знакомые, и сочувствие им заставляет его порой "вмешиваться" в то, что он видит, например, на сцене театра... Мир природы, который ребенок не склонен до поры до времени отделять четкой границей от мира людей: он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого не пускают гулять...

Разумеется, на протяжении раннего и дошкольного детства происходит "воспитание чувств" - и они со временем становятся и более глубокими, и более устойчивыми, и более разумными, да и вовне изливаются не с такой легкостью. Все это так. Но любой, наблюдавший дошкольников, согласится, что тем не менее именно чувства придают их поведению особую окраску и выразительность. Искренность, отзывчивость и непосредственность малыша-бесспорный психологический факт.

И наконец, еще одна примета ребенка "от нуля до семи" - он познает мир прежде всего в образах, наглядно, конкретно. Образы эти чрезвычайно ярки. Многие свойства вещей, которые нам, взрослым, давно примелькались, стали для нас привычными, на малышей производят неожиданное и неизгладимое впечатление. Краски, звуки, формы наполняют детское сознание гораздо "плотнее", чем наше.

Узнавая от взрослых что-то неизвестное для себя, малыш пытается опираться на те образы, которые у него уже сложились. Отвлеченные словесные рассуждения ребенок понимает с большим трудом, а то и не понимает вовсе. Но если те же знания выразить наглядно, он усвоит их легко.

В играх дошкольников предметы претерпевают удивительные превращения; и сам малыш, как по мановению волшебной палочки, превращается в капитана, принцессу, доктора... Постепенно становятся возможными игры, которые целиком происходят в воображении ребенка. Шестилетний мальчик ложится, расставляет вокруг себя игрушки и тихо лежит целый час. Мать спрашивает: "Что ты делаешь?" - "Я играю". - "Как же ты играешь?" - "Я на них смотрю....".

Непосредственность поведения, живая игра чувств, яркость образов - составляют ли они силу или, напротив, слабость дошкольника? Любой однозначный ответ на этот вопрос (пусть и подкрепленный вескими соображениями) привел бы нас к неправильным выводам.

Допустим, что в этих психологических чертах сила малыша, они наилучшим образом "обслуживают" его жизнь, помогают ему решать именно его, детские задачи, соответствуют кругу его опыта, его возможностям. Что ж, это так. Но тогда зачем мы стремимся к замене этих черт поведения малыша другими? Зачем воспитываем умение управлять своим поведением и чувствами? Зачем пытаемся научить его более глубоко и правильно понимать окружающую действительность? Не лучше ли позволить золотому детству быть золотым детством - придет еще школьная пора в жизни ребенка... Следствие в таком случае будет одно - мы задержим развитие малыша, потому что будем оставаться рабами уже сложившихся черт его психики, вместо того чтобы вызывать к жизни новые.

Если в этих психологических чертах слабость ребенка, он должен преодолеть их с нашей помощью. Ясно ведь, что управляемое поведение лучше, чем неуправляемое; логическое мышление стоит ступенькой выше образного, потому что способно решать задачи, руководствуясь не видимостью, а сутью дела. И это так. Тогда почему же не бросить все силы на то, чтобы как можно раньше "организовать" поведение ребенка, чтобы всячески поощрять его к управлению своими чувствами, чтобы побыстрее перевести его на "логические рельсы"? Но в таком случае, можно поручиться, мы вырастим к семи годам "маленьких старичков".

Истина не в крайностях. Она в понимании того, что названные психические черты действительно преодолеваются в последующем развитии, они не просто "отменяются", а входят тем или иным образом и во взрослую жизнь.

Итак, способствовать развитию более сложных и совершенных черт поведения ребенка, но не пытаться преодолеть "детское" искусственно - вот задача родителей. Необходимо более внимательно относиться к особенностям возраста ребенка, черпать из них все хорошее, что они могут дать будущей личности.

От природных особенностей может зависеть путь формирования у ребенка тех или других психических качеств и в известной мере - конечный результат. Для одних качеств (например, темперамента) эта зависимость более значительна, для других (черт характера, способностей) - менее, для третьих (интересов, знаний) - вовсе несущественна... Но об этом в моей следующей статье...

Елена Перепелицына
17 февраля 2003 г.