Л.М. Щеглов. "В каком диапазоне ты работаешь?"

Из книги: Щеглов Л.М. Доктор Щеглов о сексе. - СПб.: Фирма "Латона", 1995. - С. 71 - 76.

Этот термин предложил Н.В. Иванов для того, чтобы сопоставить все то, что для себя считает допустимым и нормальным в сексе мужчина с представлениями по этому поводу женщины. Этот кажущийся не столь уж сложным, вопрос, принес и приносит в реальной жизни достаточно много проблем и мужчинам, и женщинам.

Сексуальная жизнь человека, пронизываемая в любом обществе как светскими, так и религиозными запретами и предписаниями, очень различается в представлениях о нормальном и допустимом разными людьми.

Диапазон приемлемости - это то, что сложилось в сознании человека как факт в зависимости от его культуры, воспитания, наличия или отсутствия тех или иных мифов, страхов. Залез он сначала, в подростковом возрасте, в книгу с порнографией либо взял в руки Мопассана. Рассказали ему об этом что-то любопытное или устрашающее, омерзительное. Был свидетелем каких-то будоражащих сознание сцен или нет. Подвергался ли сам насилию. Каков был первый сексуальный опыт?

Если сравнить, суммировать все это, то окажется: персона А считает нормальным и допустимым в сексе одно, а персона Б чуть-чуть (а порой вовсе) другое. То есть у них диапазоны приемлемости не совпадают, у них разное понятие о норме. И если мы, ученые, путем дискуссий, обсуждений, симпозиумов и конференций приходим к какому-то выводу: это - "хорошо", норма, а это - "плохо", отклонение, то у сантехника Никанорова или буфетчицы Клавы может быть об этом совсем иное представление. И переубедить их непросто, как и определить, кто из троих прав...

Представления о том, что является нормой в сексе различны, различны в разных слоях общества, регионах. Несовпадение диапазонов приемлемости не только препятствует сексуальной гармонии, но может разрушить саму пару... Люди являются как бы здоровыми, но их - в паре - нельзя признать здоровыми в сексуальном отношении...

В повседневной жизни несовпадение диапазонов приемлемости часто скрыто от посторонних, да и от собственных глаз. На сознательном уровне все принимается. Во имя чего-то более существенного она (он) терпит: во имя сохранения семьи, ради детей, по привычке, потому что вообще-то человек хороший... То есть принимаются те действия или, наоборот, ограничения, которые предлагает партнер. Хотя при этом растет внутреннее напряжение, часто отсутствуют те ощущения, во имя которых контакт и происходит. Но протеста нет, открытого конфликта нет. Не протестует же категорически некурящий человек, когда в его присутствии курят, не кричит: выйдите все вон! Прекратите! Но - ему не по себе, он не в своей тарелке и в душе мечтает переменить обстановку.

Сексологу в принципе вроде бы логично стоять на стороне человека с более широким диапазоном приемлемости, но в практической работе приходится делать обратное. Потому что временное сужение не катастрофично и не травмирует человека. Резкое же расширение почти всегда вызывает сильнейший стресс. Потому что диапазон приемлемости - это часть личности, отражение ее очень глубоких, очень важных пластов, закладывавшихся с детства, всю жизнь. Резко рвануть - нанести колоссальную рану. А вот временно отказаться, если есть во имя чего - не так страшно. Это основной психотерапевтический принцип.

Чаще более широким диапазоном приемлемости обладает мужчина. Конечно, это отражение социальных штампов ("кому можно, а кому нет...") и несколько иной социальной роли мужчины по сравнению с женщиной. Безусловно, узкий диапазон приемлемости со временем становится определенным препятствием в паре на пути к сексуальному единству. Однако здесь не следует торопиться в выводах, которые отнюдь не однозначны.