С.В. Васильева. О женском обаянии

Из книги: Васильева С.В. Психология любви. - М: Интерпринт, 1992. С. 138-172; 176-202.

Вряд ли можно задать мужчине другой столь же трудный и интересный вопрос, чем вопрос о женском обаянии и о составляющих его компонентах. Влюбленным чаще всего известна ничтожная часть причин их любви, а иногда они вообще не знают их. Порой люди любят не тех, у кого много достоинств и добродетелей, а тех, у кого их... вообще нет.

Л. Фейхтвангер рисует ситуацию, в которой его героиня Иоганна пытается определить свое отношение к возлюбленному: "Она стала сравнивать его с другими мужчинами, когда-то ей близкими. Его широкую волосатую грудь, узкие бедра, голос, некрасивое нелепое лицо, которое и во сне порой морщилось. Нелепый, глупый, некрасивый - и всех красивее, всех умнее, всех на свете любимее. Нет, пусть уж он сам, черт его дери, додумается, чего ей от него нужно". Итак, как мы видим, для Иоганны смешной, некрасивый и даже глупый человек оказывается самым любимым в мире. Но почему? Вспомним, что подобное признание делает Настенька из "Белых ночей" Ф.М. Достоевского. Такое "хаотичное" своеобразие, исключающее, казалось бы, какую бы то ни было определенность, объясняется прежде всего исключительно эмоциональным характером любви. До крайности обостренные чувства иногда вызывают у человека чуть ли не "болезненное" состояние, в высшей степени субъективное отношение к любимому существу, жажду вызвать в его душе ответный отклик, и меньше всего - желание осмыслить и понять свое состояние, попытаемся объективно оценить любимого. В этом не было бы ничего страшного, если бы оно не приводило зачастую к роковым ошибкам!

Парадоксальность этого факта связана с неисчерпанным разнообразием человеческих индивидуальностей. У каждого мужчины и у каждой женщины имеется немало таких качеств, стремлений и возможностей, которые в разных условиях и обстоятельствах могли бы привести к бесконечным вариантам обаятельности. В то же время каждый стремится не просто быть обаятельным, а выглядеть таким в глазах любимого существа в соответствии с его сознательными и несознательными, разумными и инстинктивными, положительными или отрицательными потребностями. Поэтому влюбленные гораздо больше ценят не общепринятое и бесспорное, а индивидуально-неповторимое, что отвечает их действительной или воображаемой потребности.

Неисчерпаемое "хаотичное" своеобразие вкусов и предпочтений в любви объясняется, как мы считаем, главным образом тем, что разные люди пробуждают в любимых разные, часто не существовавшие раньше стремления. Одно из самых универсальных определений любви гласит, что это - взаимная активизация способностей, возможностей, желаний, побуждений и переживаний, способ самовыражения любящих и их взаимного обогащения. Счастье в любви будет тем больше, чем больше влюбленные будут помогать интеллектуальному, эмоциональному, творческому и практическому самоутверждению друг друга, и наоборот...

...Разнообразие положительных и отрицательных моментов во взаимоотношениях между влюбленными не исключает, как бы парадоксальным это не показалось на первый взгляд, существования ряда сравнительно общих показателей, закономерностей и проявлений обаяния, объясняющих его воздействие на большинство окружающих. Среди таких показателей, закономерностей и способов проявления обаяния, как мы уже отметили, имеются такие, которые присущи обоим полам. Однако среди них можно выделить и такие, которые характерны преимущественно или даже исключительно либо только для мужчин, либо только для женщин. Такая "дифференциация" обусловлена социальными, психологическими и другими причинами. Специфика женского обаяния, в частности, объясняется, помимо социальных причин, во многом и причинами биологическими.

Совершенно основательно обратил внимание на этот аспект вопроса Васил Милев: "Женская психология, бесспорно. детерминируется социальными факторами, но то, что отличает ее от мужской и придает ей известный колорит, в значительной степени обусловливается сильным влиянием полового фактора... Различные общественно-экономические факторы нигде и никогда не уменьшали психологического своеобразия, хотя и оказывали мощное воздействие на содержание духовной жизни двух полов, на их нравственность и поведение... Нет такого органа или ткани, на которые не влиял бы половой фактор"...

Обаяние женщины можно обобщить по нескольким "схемам", поэтому наша ни в коем случае не претендует на исчерпательность и абсолютную непогрешимость. Единственная ее цель - раскрыть, пусть далеко не полно, некоторые существенные элементы женского обаяния. Предлагаемое описание и частичный анализ женского обаяния не могут быть стопроцентно правильными уже в силу того, что их автор - мужчина.

Несмотря на сделанные оговорки, которые можно продолжить. Мы считаем, что исключительное в глазах нормальных мужчин женское обаяние проявляется главным образом в следующем: а) женщина гораздо чувствительнее, утонченнее и обладает более развитой интуицией, чем мужчина; б) по выражению Л.Н. Толстого, обаяние женщины проявляется в ее "внутреннем чутье", деликатности и тактичности; в) обаяние женщины - в способности беззаветно отдаваться любимому, жертвовать собой ради него, переживать за него; г) для женщины характерно умение подчиняться мужчине в определенной мере, потворствовать его вкусам, привычкам и капризам; д) женщина обладает неисчерпаемыми способностями к кокетству; е) женщина умеет напустить на себя "таинственность", "недоступность", т.е. хитрить и пр.

Нужно сразу же здесь рассеять впечатление категоричности этих утверждений. Для этого придется сделать по крайней мере два уточнения. Во-первых, перечисленные особенности и проявления относятся не только к женщинам. Но в их характере они ярче, заметнее и естественнее, чем у мужчин. Во-вторых, нет и не может быть никаких четких и категорических разграничений между указанными и другими особенностями женского обаяния. У каждой женщины они сливаются в единое целое, образуя своеобразный букет, подчеркивают друг друга, усиливают привлекательные и ослабляют непривлекательные черты. В то же время у одной женщины обаяние может вбирать в себя почти все перечисленные качества и особенности, а у другой - только часть их. Здесь тоже не может идти речи о какой-либо определенности, поскольку даже у одной обаятельной черты женщины могут быть сотни разнообразнейших нюансов.