«Теория и практика супервизии в Гештальте»

Программа профессиональной переподготовки «Теория и практика супервизии в Гештальте» (квалификация: супервизор гештальт-практики)

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1. ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель: формирование профессиональной компетентности специалистов в области супервизорского сопровождения профессионального развития и роста гештальт-практиков.

1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОГО ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

А) Область профессиональной деятельности слушателя, прошедшего программу профессиональной переподготовки «Теория и практика супервизии в Гештальте» для выполнения нового вида деятельности включает:

  • изучении теории и практики супервизии в гештальт-подходе;
  • овладение практическими методами и техниками супервизии в гештальт-подходе и ее применения;
  • получение гипервизорской и интервизорской поддержки с помощью более опытных специалистов.

Б) Объекты профессиональной деятельности:

  • процессы сопровождения профессионального роста гештальт-практиков;
  • процессы оказания коллегиальной помощи и профессионального расширения понимания и видения практиков;
  • поддержка процесса профессионального роста;
  • способствовать налаживания и развития отношений в профессиональной среде.

В) Слушатель, успешно завершивший обучение по данной программе, должен решать следующие задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

консультативно-процессуальная деятельность:

  • понимание особенностей работы супервизора в гештальт-подходе;
  • выделение особенностей работы супервизора при сопровождении профессионалов, имеющих трудности со своими клиентами;
  • знание основных принципов супервизии в гештальт-подходе в работе с трудными случаями в профессиональной практике своих коллег и способы супервизорского и интервизорского разбора;
  • ориентация в специфических особенностях супервизорского сопровождения в гештальт-подходе.

Г)*Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом (госстандарта нет; есть профессиональный стандарт РШГ)

  • специалист в области гештальт-практики.

1.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

А) Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

в области диагностической деятельности:

  • владеть методологической базой супервизора для успешного сопровождения гештальт-практиков;
  • владеть навыками диалоговой модели для создания профессионального альянса с практиком;
  • компетенцию в области креативности (широкий кругозор; спонтанность; нестандартный подход к работе);
  • компетенцию социально-профессиональной ответственности (осознавание собственных границ компетентности; ответственность за безопасность и соблюдение конфиденциальности в сфере коллегиальной поддержки);
  • компетенцию социально-профессиональной адаптивности (развитие потребности в непрерывном саморазвитии и профессиональном росте; социальное признание профессионального сообщества).

в области консультативно-процессуальной деятельности:

  • способностью анализировать сложные случаи и понимать методы оказания супервизорской поддержки;
  • способностью взятия профессиональной ответственности;
  • способностью создания пространства для супервизорского диалога;
  • способностью принимать иные взгляды, верования и суждения;
  • способностью к толерантности в отношении начинающих практиков;
  • способностью слышать и видеть параллельные процессы в терапии и супервизии;
  • способностью эмпатической включенности в профессиональные сложности практиков;
  • способностью отказываться от оценочных суждений;
  • способностью отказываться от интерпретаций чужого поведения;
  • способностью в выборе эффективных рекомендаций для успешной практики.

в области организационно-управленческой деятельности:

  • способностью организовать пространство для реализации супервизорской деятельности;
  • способностью анализировать нормативные и методические материалы, нормы и правила с целью своевременного обсуждения их с начинающими практиками;
  • способностью организовать рабочее место для смежных специалистов, для реализации услуг в частной практике с применением Гештальта.

в области научно-исследовательской деятельности:

  • способностью аккумулировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт в области Гештальта и помогающих профессий;
  • способностью участвовать в конференциях и интенсивах с применением личных адаптационных процессов;
  • оказывать волонтерскую поддержку при участии в конференциях опытных гештальт-практиков.

Б) Выпускник должен обладать знаниями и умениями в следующих областях психологии и консультирования в гештальт-подходе:

  • теоретические положения и принципы супервизии в гештальт-подходе;
  • основные понятия и термины, с которыми работает гештальт-подход;
  • принципы парадоксальных изменений (А.Бейсер);
  • в области проведения и применения групповых экспериментов;
  • фокусировать и концентрировать свое внимание как на отдельных частях процесса, так и целостном его видении;
  • осознанно устанавливать собственные границы в контакте с другим человеком;
  • опираться на ситуацию «здесь и сейчас», творчески приспосабливаться к ней, сокращая объем вербальной продукции о «там и тогда»;
  • установление контакта с другим человеком посредством внимания и присутствия;
  • приобретение гибкости собственных границ в контакте со средой.

1.4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПОСТУПАЮШЕГО НА ОБУЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее высшее образование, теоретическую и практическую подготовку в области Гештальта.

Наличие указанного образования должно подтверждаться документами государственного или установленного образца.

1.5. ТРУДОЕМКОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Нормативная трудоемкость обучения по данной программе – 550 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.

1.6. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Форма обучения - очно-заочная.

1.7. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

При данной форме обучения учебная нагрузка устанавливается не более 55 часов в месяц, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.

 

Учебный план программы.