«Теория и практика супервизии в Гештальте»
Программа профессиональной переподготовки «Теория и практика супервизии в Гештальте» (квалификация: супервизор гештальт-практики)
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование профессиональной компетентности специалистов в области супервизорского сопровождения профессионального
развития и роста гештальт-практиков.
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОГО ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
А) Область профессиональной деятельности слушателя, прошедшего программу профессиональной переподготовки «Теория и практика супервизии в
Гештальте» для выполнения нового вида деятельности включает:
- изучении теории и практики супервизии в гештальт-подходе;
- овладение практическими методами и техниками супервизии в гештальт-подходе и ее применения;
- получение гипервизорской и интервизорской поддержки с помощью более опытных специалистов.
Б) Объекты профессиональной деятельности:
- процессы сопровождения профессионального роста гештальт-практиков;
- процессы оказания коллегиальной помощи и профессионального расширения понимания и видения практиков;
- поддержка процесса профессионального роста;
- способствовать налаживания и развития отношений в профессиональной среде.
В) Слушатель, успешно завершивший обучение по данной программе, должен решать следующие задачи в соответствии с видами профессиональной
деятельности:
консультативно-процессуальная деятельность:
- понимание особенностей работы супервизора в гештальт-подходе;
- выделение особенностей работы супервизора при сопровождении профессионалов, имеющих трудности со своими клиентами;
- знание основных принципов супервизии в гештальт-подходе в работе с трудными случаями в профессиональной практике своих коллег и способы
супервизорского и интервизорского разбора;
- ориентация в специфических особенностях супервизорского сопровождения в гештальт-подходе.
Г)*Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом (госстандарта нет; есть профессиональный стандарт РШГ)
- специалист в области гештальт-практики.
1.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
А) Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
в области диагностической деятельности:
- владеть методологической базой супервизора для успешного сопровождения гештальт-практиков;
- владеть навыками диалоговой модели для создания профессионального альянса с практиком;
- компетенцию в области креативности (широкий кругозор; спонтанность; нестандартный подход к работе);
- компетенцию социально-профессиональной ответственности (осознавание собственных границ компетентности; ответственность за безопасность и
соблюдение конфиденциальности в сфере коллегиальной поддержки);
- компетенцию социально-профессиональной адаптивности (развитие потребности в непрерывном саморазвитии и профессиональном росте; социальное
признание профессионального сообщества).
в области консультативно-процессуальной деятельности:
- способностью анализировать сложные случаи и понимать методы оказания супервизорской поддержки;
- способностью взятия профессиональной ответственности;
- способностью создания пространства для супервизорского диалога;
- способностью принимать иные взгляды, верования и суждения;
- способностью к толерантности в отношении начинающих практиков;
- способностью слышать и видеть параллельные процессы в терапии и супервизии;
- способностью эмпатической включенности в профессиональные сложности практиков;
- способностью отказываться от оценочных суждений;
- способностью отказываться от интерпретаций чужого поведения;
- способностью в выборе эффективных рекомендаций для успешной практики.
в области организационно-управленческой деятельности:
- способностью организовать пространство для реализации супервизорской деятельности;
- способностью анализировать нормативные и методические материалы, нормы и правила с целью своевременного обсуждения их с начинающими
практиками;
- способностью организовать рабочее место для смежных специалистов, для реализации услуг в частной практике с применением Гештальта.
в области научно-исследовательской деятельности:
- способностью аккумулировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт в области Гештальта и помогающих профессий;
- способностью участвовать в конференциях и интенсивах с применением личных адаптационных процессов;
- оказывать волонтерскую поддержку при участии в конференциях опытных гештальт-практиков.
Б) Выпускник должен обладать знаниями и умениями в следующих областях психологии и консультирования в гештальт-подходе:
- теоретические положения и принципы супервизии в гештальт-подходе;
- основные понятия и термины, с которыми работает гештальт-подход;
- принципы парадоксальных изменений (А.Бейсер);
- в области проведения и применения групповых экспериментов;
- фокусировать и концентрировать свое внимание как на отдельных частях процесса, так и целостном его видении;
- осознанно устанавливать собственные границы в контакте с другим человеком;
- опираться на ситуацию «здесь и сейчас», творчески приспосабливаться к ней, сокращая объем вербальной продукции о «там и тогда»;
- установление контакта с другим человеком посредством внимания и присутствия;
- приобретение гибкости собственных границ в контакте со средой.
1.4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПОСТУПАЮШЕГО НА ОБУЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь среднее высшее образование, теоретическую и практическую
подготовку в области Гештальта.
Наличие указанного образования должно подтверждаться документами государственного или установленного образца.
1.5. ТРУДОЕМКОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Нормативная трудоемкость обучения по данной программе – 550 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной
работы слушателя.
1.6. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Форма обучения - очно-заочная.
1.7. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
При данной форме обучения учебная нагрузка устанавливается не более 55 часов в месяц, включая все виды аудиторной и внеаудиторной
(самостоятельной) учебной работы слушателя.
Учебный план программы.