«Психокоррекция в работе с детьми»
Программа профессиональной переподготовки «Психотерапия и психокоррекция детских проблем: теория и практика» (с применением дистанционных технологий). Квалификация: гештальт-практик по работе с детьми
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование у слушателей системы теоретических знаний и практических умений и навыков, профессиональных компетенций, необходимых для психологического сопровождения детей, подростков и их родителей с использованием методов и техник гуманистической психотерапии, включая гештальт-подход.
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОГО ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
А) Область профессиональной деятельности слушателя, прошедшего программу профессиональной переподготовки «Психотерапия и психокоррекция детских проблем: теория и практика» для выполнения нового вида деятельности включает:
- овладение теоретическими знаниями, практическими навыками работы с детьми и подростками, средствами и методами, направленными на изменения личности и характера ребенка и его родителей;
- управление процессом сопровождения детей и их семей на пути разрешения их проблем, задач детско-подросткового развития и изменений;
- умение организовывать и проводить мероприятия в различных форматах по сопровождению детей и подростков в Гештальте.
Б) Объекты профессиональной деятельности:
- процессы расширения осознавания и рефлексии детей и подростков;
- процессы изменений в процессе психологической работы с детьми и подростками, обратившимися за помощью;
- механизмы и процессы сопротивления изменениям в детско-подростковом развитии;
- нормативная и методическая документация в профессиональной деятельности.
В) Слушатель, успешно завершивший обучение по данной программе, должен решать следующие задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
диагностическая деятельность:
- идентификация дезадаптивных способов контакта ребенка с собой и с другими;
- распознавание поведенческих механизмов (паттернов) детей и подростков;
- выявление актуальных потребностей в процессе работы с детьми и их родителями;
- распознавание механизмов прерывания контакта с родителями и средой;
- описание качества отношений у детей и подростков;
- выявление направленности внутриличностных конфликтов в детско-подростковом развитии.
консультативно-процессуальная деятельность:
- создание условий, необходимых для успешной работы с детьми и подростками;
- выбор практик для реализации и достижения возможных изменений у детей и подростков;
- выбор средств и методов Гештальта для успешного продвижения процесса работы с детьми и подростками;
- привлечение различных форматов практики и экспериментов с применением Гештальта (групповой, индивидуальной);
- использование игрового компонента в процессе диалогового формата консультационной деятельности при работе с детьми и подростками;
- освоение на практике возможностей, ресурсов и потенциала детско-подросткового развития;
- использование техник для реализации запросов родителей для работы с детьми;
- применение практических навыков процесса завершения ситуаций и травматических эмоциональных переживаний у детей и подростков.
Г) Уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом (ФГУС нет; есть профессиональный стандарт РШГ):
- специальный уровень гештальт-практики.
1.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
А) Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
в области диагностической деятельности:
- способностью идентифицировать личные чувства и резонансы;
- способностью видеть феноменологию телесных проявлений у ребенка;
- способностью к различению чувственного переживания от рационального;
- способностью идентифицировать личный детский экзистенциальный опыт;
- способностью осознавания личностных потребностей, желаний в детском и подростковом возрасте.
в области консультативно-процессуальной деятельности:
- способностью различать модальности контакта;
- способностью взятия ответственности на себя за собственные поведенческие и эмоциональные реакции;
- способностью создания игрового пространства для терапевтического диалога с ребенком;
- способностью творческого приспособления к новизне и неожиданным ситуациям, возникающим в процессе консультирования детей и подростков;
- способностью слышать, видеть и анализировать паттерны детского поведения;
- способностью к активному слушанию детских и подростковых переживаний;
- способностью отказываться от оценочных суждений детей и подростков;
- способностью отказываться от интерпретаций детского и подросткового поведения;
- способностью отличить факт от суждения или мнения;
- способностью выбора простых форм и методов отреагирования эмоциональных переживаний у детей;
- способностью наблюдать и описывать собственную феноменологию и различать детскую феноменологию.
в области организационно-управленческой деятельности:
- способностью организовать пространство для оказания помощи и поддержки детям и их семьям.
- способностью анализировать нормативные и методические материалы, нормы и правила;
- способностью организовать рабочее место для смежных специалистов, для реализации услуг в частной практике с применением Гештальта.
в области научно-исследовательской деятельности:
- способностью аккумулировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт в области работы с детьми и подростками в гештальт-подходе и других направлениях психотерапии;
- способностью участвовать в конференциях и интенсивах;
- оказывать волонтерскую поддержку при участии в конференциях опытных гештальт-практиков.
Б) Выпускник должен обладать знаниями и умениями в следующих областях психологии и консультирования в гештальт-подходе:
- базовые представления о работе с детьми и подростками, а 1также членами их семей;
- основные понятия и термины, с которыми работает гештальт-подход с детьми и подростками;
- принципы теории парадоксальных изменений (А.Бейсер);
- особенности проведения и применения игровых экспериментов с детьми;
- стратегии к установлению и соблюдению личных границ в контакте с детьми, подростками и их родителями;
- принципы работы с опорой на принцип «здесь и сейчас», представления о творческом приспособлении, знания об экспериментах, допустимых в практике работы с детьми и родителями.
1.4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПОСТУПАЮШЕГО НА ОБУЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь высшее профессиональное образование, базовое образование в области Гештальта.
Наличие указанного образования должно подтверждаться документами государственного или установленного образца.
1.5. ТРУДОЕМКОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Нормативная трудоемкость обучения по данной программе – 252 часа, включая дистанционную и самостоятельную учебную работу слушателя.
1.6. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Форма обучения – очно-заочная (дистанционная).
1.7. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
При данной форме обучения учебная нагрузка устанавливается не более 50 часов в неделю, включая дистанционную и самостоятельную учебную работу слушателя.
Учебный план программы.